О пасхальных яйцах и куличах
Сейчас в праздничном обиходе в основном варенные куриные яички, а раньше на Пасу расписывали и красили самые разнообразные яйца: из глины, фарфора, дерева, фаянса. В дореволюционной России ювелир Карл Фаберже изготавливал для царской семьи пасхальные сувениры из золота, серебра и драгоценных камней – всемирно известные «Яйца Фаберже».
Красить и расписывать яйца было принято в Чистый четверг, так как в Страстную пятницу пекли куличи, а в ночь с Великой субботы на Воскресение все это освящали. Наши предки использовали только натуральные красители, которые ныне применяются, пожалуй, только луковая шелуха. Для росписи яиц использовали крючки из тонкой проволоки, нитки и растопленный воск. Также на крашенки наклеивали узоры и орнаменты из серебряной и золотой фольги.
На Руси писанкам всегда вменяли чудотворные свойства. С крашенкой выходили в поле и подбрасывали ее верх, чтобы рожь была такой же высокой. Считалось, что скорлупа обладает магическими свойствами, поэтому ее никогда не выкидывали. Вместе с крошками разговенья во время посева ее разбрасывали по полю для плодородия земли и хорошего урожая. Осколок скорлупки нанизывали на нитку и носили как оберег, защищающий от простуды. Толченую скорлупу давали роженицам, чтобы роды прошли успешно, а ребенок появился на свет крепким и здоровым.
Традиция печь куличи также имеет религиозные корни. Во время совместной трапезы апостолов место посередине за столом оставалось пустым, куда ученики Христа клали хлеб, предназначавшийся для Сына Божьего. Пасхальный кулич считается эквивалентом артосу – церковному хлебу, на котором изображен крест и терновый венец. Таким образом символизировалась победа Иисуса Христа над смертью. Во время крестного хода артос обносят вокруг храма и оставляют на аналое. После богослужений пасхальный хлеб разламывается и раздается среди верующих.