Компьютерные игры для детей: педагогический взгляд

Проблему «ребенок у компьютера» с точки зрения родителей мы уже рассматривали в предыдущих статьях . Обратимся теперь к мнению педагогов, воспитателей детских садов, учителей младших классов школы, вообще всех людей, профессионализму которых мы доверяем воспитание и обучение наших детей. Казалось бы, уж они то должны точно знать, какие развивающие игры нужны ребенку в раннем возрасте и при подготовке к школе. Оказывается, ничего подобного.
Теоретические воззрения на детские компьютерные игры
Сформировались в конце 80-х годов прошлого века, когда игровое техническое обеспечение, которое в нынешнем понимании и компьютерами назвать нельзя, использовалось на двух экспериментальных площадках элитных детских садов. Компьютерный игровой бум нового тысячелетия вывел рынок детских игр на новый уровень, а методические рекомендации педагогической науки так и завязли в тысячелетии прошлом.
Удивительно, но за 20 лет педагогика так и не смогла найти подходы к оценке огромного развивающего игрового потенциала современных информационных сетей. Песенки, литература, даже программы ТВ попадают по строгий экспертный надзор психологов и администраторов, а выходящее из берегов детское Интернет — пространство, включающее компьютерные игры ничем не регламентируется.
Мы провели анализ 16-ти наиболее популярных педагогических сайтов, пытаясь найти рекомендации по выбору развивающих компьютерных игр для подготовки ребенка к школе. Оценить часто упоминаемые игровые ресурсы (ИР) по их комплексным свойствам было предложено родителям и детям по критериям С.С.Кобзева, о которых мы упоминали в статье как оценить компьютерную игру .
Общая оценка игр для подготовки к школе
Итоговый протокол выглядел примерно так (здесь мы приводим только фрагмент):
№
п/п
Название компьютерной игры.
Оценка игрового ресурса
Доступ
Сайт
Варианты
Качество
Комфорт
Средняя
Детская
2
Веселая азбука
3
4
4
5
5
4.2
3.5
Программа сложна в установке, имеет ряд технических ограничений, требует значительных ресурсов памяти. Интересна только на стадии освоения заданий.
4
Грамотей.
1
5
3
3
3
3.0
2
Коммерческий продукт, распространяемый разработчиками. Содержание и оформление далеко от совершенства. Детей можно только заставить играть в эту «игру».
8
Лента времени
1
5
1
2
4
2.6
1
Презентация на тему «Времена года» с очень плохим качеством иллюстраций. Рассчитана на детей среднего дошкольного возраста. Для понимания достаточно одного просмотра.
12
Объемные фигуры
5
5
4
2
4
4.0
4
Детский портал «Солнышко» представляет много неплохих игр для детей. Главная их беда – очень слабое дизайнерское решение.
16
Русская азбука
3
5
2
2
3
3.0
2
Программа сложна в копировании и установке, а по сути представляет из себя набор небрежно сделанных говорящих картинок.
20
Составь картинку
5
5
2
4
3
3.8
2.5
Серия игр с сайта «Логозаврия». Развитие внимания, сенсорных навыков – и не более.
24
Огромная башня
5
2
4
4
2
3.4
3.5
Занимательная игра, позволяющая развивать логику и геометрические представления дошкольников. Главный недостаток – весь сервис на английском языке.
Занимательная игра, позволяющая развивать логику и геометрические представления дошкольников. Главный недостаток – весь сервис на английском языке. Признаемся, что результаты оказались удручающими. Из 25 рекомендованных ИР только 10 смогли дотянуть в семейной игровой практике ребенка до суммарных 3,5 баллов.
Список этих детских развивающих игр, как и ссылки на адреса «лучших» игровых порталов, заинтересованные родители и педагоги смогут узнать на нашем сайте. При этом, как показал наш беспристрастный анализ, в свободном он-лайн доступе существует целый массив детских компьютерных игр, которые не просто развивают воображение, память, логику ребенка, но и способствуют его адаптации к школьному обучению.
Надо только помочь воспитателям детских образовательных учреждений в создании игротеки, иначе говоря, рекомендуемого сборника ИР, одобренного родительским сообществом и самими ребятишками.
Происходить это может по следующей схеме.
Здесь родители дошколят и младших школьников выступают в роли наиболее заинтересованных участников создания полноценного игрового пространства для своих детей, ведь именно на их территории, т.е. в домашних условиях происходит первое знакомство, и развиваются дальнейшие взаимоотношения ребенка с компьютером.
Понятно, что объективность их оценки будет несколько условной, поскольку неизбежно зависит от ряда факторов, в числе которых:
собственная компетентность родителей в вопросах компьютерных и коммуникационных технологий; отношение родителей к компьютерной игровой деятельности детей; личные вкусовые и игровые предпочтения взрослых; степень участия родителей в организации досуга своего ребенка и уровень их заинтересованности в его совершенствовании.
И все же, в настоящее время именно коллективную родительскую оценку игровой развивающей среды детей следует признать наиболее надежной, поскольку она может основываться не только на личном мнении взрослых, но и на наблюдениях за главным субъектом этой среды – ребенком.